Последние новости
Главная / Культура / Социально-эротические страсти Венского леса

Социально-эротические страсти Венского леса

Голубой Дунай. Музыка Штрауса. Мужчины с женщинами готовы броситься в воду и под звуки вечного вальса медленно начинают раздеваться. Это, пожалуй, самая красивая эротичная сцена в театре последних лет… без тотальной обнаженки. Таков и спектакль «Сказки Венского леса», который в театре Маяковского (сцена на Сретенке) поставил молодой режиссер Никита Кобелев.

Социально-эротические страсти Венского леса

Надо сказать, что этот режиссер любит открывать новые тексты. В прошлом сезоне на Сретенке он первым инсценировал книгу американского нейропсихолога Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». В этом сезоне открыл двери драматургии Эдена фон Хорвата, которого вот уже как восемь десятков лет ставит немецкоязычный театр. Его пьеса «Сказки Венского леса» была написана в 31-м году, а в 33-м ее ждала судьба других запрещенных книг в фашистской Германии — сожжена в Мюнхене на площади.

Сегодня трудно понять, что инкриминировали цензоры автору, но то, что не в цветах герани представлено им немецкоговорящее общество, — факт. Герои Хорвата — нормальные венские обыватели, симпатяги, владельцы трех магазинов, чьи витрины стараниями художника Михаила Краменко занимают задник сцены. Слева — мясная лавка с ободранными тушами, подвешенными на крюках, как на скотобойне. Справа — табачная с сигаретами и прессой, а между ними — магазин игрушек. У каждого — свой владелец, со своим характером, милые соседи, лениво ворчащие, тем не менее весело вместе проводящие время.

Вот, скажем, компания собралась на берегу Дуная по случаю помолвки набожного мясника Оскара (Алексей Сергеев) с Марианной (Анастасия Дьячук), дочерью хозяина магазина игрушек Цауберкенига (Сергей Рубеко). Пьют шампанское, шутят, говорят о теплой воде голубого Дуная, в которую с наслаждением готовятся броситься — мальчики справа, девочки слева. Вот только Марианна, созревшая и готовая к любви, не любит Оскара, а вспыхивает внезапной страстью к прохвосту и игроку на скачках Альфреду (Вячеслав Ковалев), впрочем, не лишенному обаяния. Владелица табачной лавки Валерия (Юлия Силаева) — местная секс-бомба, впрочем, тоже не лишенная чувствительного сердца, соблазняет студента Эриха (Михаил Кремер) и вносит в игры на пленэре пряную сексуальную и пьянящую (причем в прямом смысле слова) нотку.

Пока еще не случилось ничего страшного, мужчины и женщины выстроились напротив друг друга и под звуки вечного Штрауса медленно, с растяжкой имитируют раздевание, которое носит весьма условный характер. Практически без обнажения, бесконтактная сцена вызывает больше эмоций, чем просто голые на сцене. Тот случай, как заметил сатирик Горин: «Одетые возбуждают». Сцена эта действительно проходит красиво, и видно, как публика наслаждается актерской игрой. Психологическая драма поставлена, кажется, традиционно, однако это тот случай, когда традиция является синонимом живого и талантливого.

Четко прорисованные характеры, их развитие, цепь событий — линии сходятся, сталкиваются, сплетаются и красиво начавшуюся сказку приводят к чудовищной драме — личностной и общественной. Первая, надо признать, получилась значительно убедительней, колоритней и интересней. Отец Марианны — Сергей Рубеко, бросивший дочь в несчастье, все равно вызывает сочувствие. Или Валерия, большая мастерица обольщения, весьма одинока и понимает: ее не любят, ее используют.

Вячеслав Ковалев, который в прошлом сезоне ярко блеснул в «Изгнании», здесь только закрепил успех, выступив в роли Альфреда. Даже небольшие по объему работы — ротмистр (Игорь Марычев), Эрих (Михаил Кремер), Гавличек (Евгений Матвеев), смешная маленькая Ида (Дарья Хорошилова), мать Альфреда (Александра Ровенских) — запоминаются. А работа молодой Анастасии Дьячук, безусловно одаренной и с индивидуальностью, заставляет предположить, что актрису может ждать большое будущее — если, конечно, будут роли.

Пьеса, сожженная в прошлом веке за обличительную сатиру, которая, судя по тексту, и не кажется столь откровенно обличительной, на Сретенке прозвучала ироничной и горькой историей людей с их заблуждениями, ошибками, жестокостью, которые уродуют саму жизнь не меньше, а может, и больше, чем тиранические режимы. Что им стоит сказку превратить в жуть и страсть! Во всяком случае, режиссеру Кобелеву это очень точно удалось передать.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.

Источник

Смотрите также

Повесть о Рамоне и Эрмоне: горячие сердца влюбленных паровозов

   Паровозы живые. Это вам скажет каждый ребенок, а очень многие взрослые просто не признаются …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *