Главная / Культура / Сеть кинотеатров обвинила Мединского во вредительстве после резкого переноса фильма

Сеть кинотеатров обвинила Мединского во вредительстве после резкого переноса фильма

Ассоциация владельцев кинотеатров разместила в соцсетях гневное заявление на неожиданное решение Минкульта перенести выход фильма «Приключения Паддингтона-2» с 18 января на 1 февраля, притом что билеты уже поступили в продажу, и теперь придется эти деньги возвращать. В свою очередь культурные чиновники заметили, что на фильм не было выдано прокатное удостоверение, а потому и все продажи были незаконны. Следовательно — чего истерить? А расчищается январская поляна якобы для какого-то отечественного фильма, так сказать, под знаменем борьбы за величие российского кино…

Сеть кинотеатров обвинила Мединского во вредительстве после резкого переноса фильма

Здесь следует разделить две, условно их назовем, проблемы. Первая, частная: как формируется прокатная сетка, почему вообще так вышло, что легким движением минкультовской руки перекроили репертуар? Я уж молчу о нервотрепке для самих кинотеатров. Вторая, общая: это, собственно, лоббирование интересов отечественного кинопроизводства, ради которого — как бы — все и делается, выкидываются за борт всякие «Паддингтоны».

На первый вопрос ответить легко, дело техники. А вот второй… не является ли фантомной сама сверхзадача — «защищать интересы нашего кино»? Обо всей этой коллизии с Минкультом нам достаточно взвешенно рассказал Олег Березин, гендиректор «Невафильма», один из авторов открытого письма, адресованного в том числе г-ну Мединскому, где среди прочего было сказано: «Мы считаем, что Ваша деятельность на посту министра культуры, к сожалению, наносит вред развитию российской киноиндустрии; Вы своими инициативами превратили стандартную госуслугу по выдаче прокатного удостоверения в инструмент цензуры; […] сегодня с уверенностью можно заявить, что Вы, господин Министр, своими решениями вернули госрегулирование киноотрасли во времена советского Госкино!».

— Ну какое развитие? Ну, сейчас Минкульт утверждает, что дистрибьютор не имел права запускать фильм в прокат с 18 января, потому что они ему не выдали прокатного удостоверения, поэтому, мол, дистрибьюторы козлы и им, чиновникам, очень жаль, что зрители купили билеты заранее…

— Юридически — да. Но они поменяли дату за день до выхода фильма на экраны! И мы (как Ассоциация владельцев кинотеатров) как раз против этого! Да, у них юридически есть такое право менять в ручном режиме дату релиза. Но мы именно это считаем чрезмерной административной функцией министерства. Вот вследствие этого ручного управления и вышел скандал. Да, и прежде такие ситуации были: например, фильм «Салют-7» они перенесли на полгода. Но там хотя бы киносообщество участвовало в каком-то обсуждении — можно было не соглашаться, это было всем известно более-менее заранее, кинотеатры и другие прокатчики под это подстраивались. А тут раз — и всё!

— Да вообще непонятно! Говорят, что ради «Скифа» или «Движения вверх», но тут это совсем ни при чем: «Скиф» — это 18+, взрослый фильм, который в отличие от дневного «Паддингтона» пойдет вечером, они никак бы не пересекались! «Движение вверх» — и без «Паддингтона» хорошо стоит в кинотеатрах, никаких тут тоже проблем нет. Кинотеатр же не будет убирать ради «Паддингтона» фильм, на котором он зарабатывает. И ради какого такого фильма все это сделано (на что ссылается Минкульт), вообще неясно.

— Есть такая практика: когда дистрибьютор пишет документы на прокатное удостоверение, он не может не вписать туда свою дату выхода — и Минкульт как бы принимает к сведению, что вы хотите выходить 18 января. Это все надо внести в систему, без этого не получишь номер будущего прокатного удостоверения, не сможешь заранее продавать билеты.

— Ну да. И в электронном реестре прокатных удостоверений стояла дата — 18-е. После смены даты, понятно, эту дату тут же кто-то удалил.

— На самом деле, формально дистрибьютор действительно должен получить такую бумагу с синей печатью, и формально это будет документом. Но практика-то иная: есть же предварительная продажа билетов, продвижение фильма, и Минкульт — как бы — идет навстречу, присваивая свой номер и занося заявку в реестр прокатных удостоверений.

— Конечно. Очень часто бывает, что фильм готов к прокату за три дня до старта — это вполне нормальная ситуация, потому что это целое производство, дубляж и все такое. Поэтому и получают номер в реестре заранее. Заканчивают фильм спокойно и день в день запускают в прокат. А если идти по формальному пути, ни один фильм за три дня не получил бы прокатного удостоверения. Вот и сложилась такая практика, что Минкульт дает номер, и потом только идет процедура оформления. С «Паддингтоном» чиновники воспользовались тем, что бумажное удостоверение не было еще выдано, и объявили, что выдадут его 1 февраля.

— Да не только на зрителей. 1 февраля тоже какие-то фильмы выходят, под них свои даты расписаны, а теперь им прилетает «конкурент на дату» — есть такой термин. И самое главное для кинотеатров — это вовсе не экономический ущерб: вернуть деньги за билеты — нормальная практика. А вот то, что родители придут в кино, а им скажут, что какой-то дядя им не разрешил кино смотреть, — весь негатив выливается на кинотеатры, это репутационные потери.

— Ужасно то, что сегодня Минкульт законными методами получил много рычагов влияния на бизнес кинотеатров: они могут устанавливать даты релизов, возрастные ограничения (никакой логике порою не подчиняющиеся), вводить чудовищные штрафы за нарушения в отчетности… При этом они на каждом углу заявляют: какие они молодцы, как подняли российскую индустрию.

— Кинотеатры не делят фильмы на русские и зарубежные. Они делят на хорошие и плохие. На интересные и неинтересные. Это логика бизнеса. Если какой-то наш фильм набирает залы, так под него еще больше сеансов дадут. Неправильно думать, что кинотеатры мечтают показывать только голливудское кино — там тоже своего шлака хватает. И этот механизм существует везде. Вы же приходите в продуктовый, понимая, что не бывает сыра «пармезан» русского производства. И, наверное, как-то пытаетесь это дело компенсировать. Это здравый смысл. Ну не может кинотеатр показывать фильм, когда там три человека в зале…

…Вот мы и подходим к главному: что пытаются решить проблемы «русского кино» с хвоста. Весь мир уже един, искусство и подавно едино, что там «наше», что «не наше» — сами формулировки уже выглядят атавизмом. «Наше» — только по факту того, что там часть денег наших налогоплательщиков? По какому еще признаку оно наше? Чтоб посмотрел, вышел и захотел бы переводить бабушку через дорогу? Вот такое незамысловатое «прямое воздействие»: из зала — на подвиг? Смех смехом, а национальный феномен в кино либо есть — сам по себе, естественным порядком, либо его нет. Сейчас его нет. Не по количеству не видимых широкой публикой наших фильмов (допускаю, их много), а по качеству идей, по качеству разговора, которые в этих фильмах предлагаются. Возьмите любые срезы общества: хоть на кого-то оказывает воздействие «современное русское кино», не как отдельный фильм, но как явление? И уж, наверное, не «Паддингтон» виноват, что в обществе не вызрели новые идеи, которые были бы подхвачены кинематографом и поданы в формате диалога с этим обществом.

Источник

Смотрите также

Макрон сказал о Серебренникове от лица элит

Не проходит дня, чтобы на разные лады не склоняли дело Седьмой студии, и конкретно — …

Добавить комментарий